РГТ-80
Газовые реле РГТ-80 (ТУ 3425-02-00113483-96) имеют простую и надежную конструкцию и удобны в эксплуатации. Поплавки газовых реле с встроенными в них управляющими магнитами выполнены сплошными (цельнолитые), без механических связей с другими элементами реле. В процессе изготовлении поплавки испытываются избыточным давлением масла 100 кПа, поэтому при последующей эксплуатации они не подвергаются испытаниям.
В реле применяются герконы повышенной электрической прочности, которые вместе с соединительными проводами размещаются в корпусе контактного узла. Они неподвижны, полностью изолированы от масла и имеют усиленную защиту от механических воздействий и атмосферной влаги. Конструкция реле позволяет производить осмотр и замену контактного узла на месте установки реле без спуска масла и вскрытия реле.
Основные электрические параметры реле РГТ 80:
- Номинальное напряжение постоянного или переменного тока частотой 50-60 Гц, В - 220
- Диапазон коммутируемых напряжений, B - 1-300
- Минимальный коммутируемый ток, мА - 1
- Номинальная коммутируемая мощность при работе на активную нагрузку, Вт - 50
- Электрическая прочность изоляции разомкнутых контактов при переменном напряжении частотой 50-60 Гц, В - 20000.
Основные технические данные и характеристики газового реле РГТ-80:
- Срабатывание сигнальных контактов в газовых реле происходит при снижении уровня масла в реле, соответствующем уменьшению объема масла на 100-250 см3;
- Срабатывание отключающих контактов происходит раньше достижения границей уровня масла нижнего края отверстия фланца реле;
- Уставки по скорости потока масла: в газовом реле - 0,65; 1,0; 1,5 м/с;
- Время срабатывания реле при скорости потока масла, превышающей значение уставки в 1,25 раза - не более 0,1 с.
Реле поставляются с заданной заказчиком уставкой. При отсутствии в заказе значения уставки реле РГТ50 поставляются с уставкой 1 м/с.
Реле позволяют выполнять по две независимых отключаемых и сигнальных цепи. Кнопкой опробования можно проверить работу реле при опускании поплавков и отдельно — при действии напорной пластины. Винт регулирования уставок по скорости потока масла выведен на крышку корпуса реле и при наличии стенда для проверки реле позволяет отрегулировать уставку без вскрытия реле.
Реле устойчивы к вибрациям в трех взаимно перпендикулярных направлениях с ускорением 5g при частотах 5-150 Гц, к одиночным ударам в вертикальном направлении с ускорением 5g, к землетрясению с амплитудой ускорения 0,5g. Вид климатического исполнения реле-О1 по ГОСТ 15150-69, рабочий диапазон температуры окружающего воздуха от -60 до +55оС. Установочные и присоединительные размеры новых реле позволяют использовать их для замены находящихся в эксплуатации реле BF 80/10, РЗТ-80, РГЧЗ-66 без каких-либо переделок. Штуцер для ввода кабеля предусматривает возможность крепления металлорукава.
Преимущества:
- Цельнолитые поплавки со встроенными управляющими магнитами;
- Отсутствие механических связей поплавков с другими элементами реле;
- Наличие единственного (кроме поплавков) подвижного элемента - напорной пластины, реагирующей на поток масла;
- Магнитоуправляемые контакты (герконы) повышенной электрической прочности размещены вместе с соединительными проводами в корпусе контактного узла и полностью изолированы от масла;
- Конструкция реле позволяет произвести осмотр и замену контактного узла без спуска масла и вскрытия реле;
- Кнопка опробования обеспечивает проверку работы реле при действии поплавков и отдельно - при действии напорной пластины;
Газовые реле предназначены для защиты маслонаполненных аппаратов — трансформаторов, автотрансформаторов и шунтирующих реакторов — от внутренних повреждений, сопровождающихся выделением газа, снижением уровня масла из бака в расширитель.
Известно, что единственной защитой, реагирующей на ряд опасных повреждений внутри бака защищаемого аппарата, является газовая.
Струйные реле применяются для защиты контакторов маслонаполненных переключателей ответвлений трансформаторов и автотрансформаторов от повреждений, сопровождающихся возникновением ускоренного потока масла из бака в расширитель.
Последние 20 лет силовые трансформаторы в нашей стране оснащались в основном газовыми и струйными реле производства ГДР.
До поставок реле из ГДР Запорожский трансформаторный завод выпускал газовые реле РГЧЗ-66, которые использовались также в качестве струйных для защиты переключателей ответвлений трансформаторов. К началу поставок реле РГЧЗ-66 в ответственных энергосистемах уже эксплуатировались примерно 10 различных типов газовых реле отечественного и иностранного производства. Значительная часть этих реле, давно морально устаревших и выработавших свой ресурс, тем не менее, эксплуатируется и до настоящего времени. ; С прекращением деятельности СЭВ создались определенные трудности в приобретении реле германского производства.
Вместе с тем, опыт эксплуатации реле серии BF и URF показал, что, несмотря на отработанную в целом конструкцию, они обладают и существенными недостатками. Так, встроенное устройство опробования работы реле серии BF позволяет опробовать только поплавки, реагирующие на снижение уровня масла, а проверка работы напорной пластины, реагирующей на скорость потока масла из бака в расширитель и действующей на отключение трансформатора, в конструкции реле не предусмотрена. Другим недостатком реле BF и URF является неудовлетворительная амортизация герконов в держателях, расположенных в масле внутри корпуса реле, вращающихся на оси. ; В ряде случаев наблюдались трещины и даже разрушения стекла корпуса геркона, которые обнаруживались как после транспортирования, так и в процессе эксплуатации реле, и могли стать причиной отказа защиты. ; Наконец, все использующиеся до настоящего времени реле, позволяли выполнить только по одной отключающей и сигнальной цепи, что не соответствует современным требованиям к релейной защите электрооборудования.